Под товарным знаком понимается отличительное обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием. Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных либо утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Система помогает потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение и качество которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают их потребностям.
Товарный знак — предоставляет владельцу знака охрану в виде исключительного права на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. Срок охраны установлен законнодательством, однако после истечения первоначально установленного срока охраны (10 лет) при условии уплаты дополнительных пошлин срок охраны товарного знака может продлеваться на определенный период (10 лет). Защиту охраняемых товарных знаков осуществляют суды, правоохранительные органы и др., и в большинстве стран они правомочны принимать меры по пресечению нарушений прав на товарные знаки.
Охрану ТЗ всегда целесообразно получать только в тех странах, где находится рынок и/или конкуренты. Охрана ТЗ не ограничена во времени, если зарегистрированный товарный знак выполняет обязательные законные условия, и если охрана пролонгируется до истечения предусмотренного законом срока охраны, 10 лет.
Вначале в соответствующее национальное или региональное ведомство подается заявка на регистрацию товарного знака. Заявка должна содержать четкое изображение знака, регистрация которого испрашивается, включая четкое воспроизведение цвета, формы или трехмерных элементов. В заявке также необходимо указать перечень товаров или услуг, для которых испрашивается охрана знака.
Для получения охраны в качестве товарного или иного знака сам знак должен удовлетворять определенным условиям. Он должен обладать различительной функцией, с тем чтобы потребители могли узнавать его как присущий определенной продукции и одновременно не спутать его с другими товарными знаками, идентифицирующими другие продукты. Товарный знак не должен нести ложной или вводящей в заблуждение информации, он также не должен противоречить общественному порядку или морали. Кроме того, испрашиваемые права не могут полностью или частично совпадать с правами, уже предоставленными владельцу другого товарного знака. Это устанавливается путем поиска и экспертизы, проводимых национальным ведомством, либо путем рассмотрения возражения третьих лиц, претендующих на такие же или аналогичные права.
Возможности в этом плане практически неисчерпаемы. Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры, либо любого их сочетания. Он может состоять из рисунков, символов, трехмерных обозначений, реализуемых, например, в форме и упаковке изделий, слышимых звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков.
Кроме знаков, идентифицирующих коммерческое происхождение изделия или услуги, существует несколько дополнительных категорий товарных знаков. Владельцами коллективных знаков могут быть ассоциации, члены которых путем их использования ставят знак равенства между собой и установленными ассоциацией требованиями качества и другими требованиями. Примером таких ассоциаций являются ассоциации бухгалтеров, инженеров и прочие.
Почти все страны мира проводят регистрацию и предоставляют охрану на товарные знаки. В каждом национальном или региональном ведомстве имеется реестр товарных знаков, в котором содержится исчерпывающая информация о заявках на все регистрации и продления, что облегчает проведение экспертизы и поиска, а также действия третьих лиц в плане возможных возражений. Однако, действие такой регистрации ограничивается территорией страны, в которой она осуществлена, а в случае региональной регистрации - территориями соответствующих стран.
Для того, чтобы избежать необходимости регистрации в каждом национальном либо региональном ведомстве, Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) выполняет административные функции системы международной регистрации знаков. Эта система регулируется двумя договорами: Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Мадридским протоколом. Лицо, имеющее связь (т.е. гражданство, место постоянного проживания или действительное коммерческое предприятие) с одной из стран - участниц одного или обоих упомянутых договоров, на основании подачи заявки либо регистрации в национальном ведомстве этой страны может получить международную регистрацию, признаваемую действительной в некоторых или во всех других странах Мадридского союза. В настоящее время участниками одного или обоих соглашений являются более 80 стран.
Если Ваш товарный знак (ТЗ) не будет защищен за пределами России он будет считаться принципиально незарегистрированным. Это означает, что каждый может безнаказанно и беспрепятственно вести коммерческую деятельность, используя Ваш ТЗ, за границей. Признанный во всем мире территориальный принцип действия правовых норм, направленных на защиту результатов умственного труда (патентов, товарных знаков и промышленных образцов) распространяется также на российские правовые охранительные нормы (патентов, товарных знаков и промышленных образцов): Ваш ТЗ защищен охранным правом только в той стране (т.е. Вы имеете право запрещения только там), где Вы располагаете соответствующим национальным ТЗ.
Почему надо регистрировать товарный знак!
Я, хочу защитить свои исключительные права на товарный знак.
Оформление и подача заявки на регистрацию товарного знака.
Случай утраты / Восстановление свидетельства о регистрации товарного знака.
Разъяснения о порядке уплаты пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.
Виды патентов и свидетельств выдаваемых РОСПАТЕНТОМ
У Вас есть еще вопросы? Посмотрите, здесь.