Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.
Понятие товарного знака (знака обслуживания) и его оценка с точки зрения соответствия критериям охраноспособности.
В соответствии со статьей 1483 ГК РФ (Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.), ранее была статья 6 Закона "О товарных знаках..." - УТРАТИЛ СИЛУ, регламентируются абсолютные основания для отказа, не допускаются к регистрации товарные знаки, состоящие только из обозначений:
- Не обладающих различительной способностью.
- Представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, названия государств, наименования межправительственных организаций, клеимы, награды и т. д.
- Вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.
- Являющихся общепринятыми символами или терминами.
- Указывающих на вид, качество, количество, свойства товаров, а также с местом и временем их производства.
- Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Этим критерием руководствуются эксперты практически во всех странах хотя бы потому, что содержание его отражено в той или иной степени в самом определении товарного знака, а определение, в свою очередь, не имеет существенных отличии во всех заслуживающих внимание законах различных стран.
Эти элементы могут быть исключены из охраны в соответствии с имеющейся в мире практикой молчаливой или явной дискламации, если экспертизе будут представлены документы, разрешающие использование этих элементов в составе знака от соответствующего компетентного органа.
Следует напомнить при исследовании этого критерия, что включение таких элементов в товарный знак, которые подлежат дискламации нецелесообразно, так как они в значительной степени ослабляют знак. Однако существующая практика экспертизы позволяет отметить, что многим новым фирмам-заявителям не удается избежать соблазна приобщиться к авторитету государства через использование его символики.
Например, веяние последнего модного течения — увлечение двуглавым орлом (символ царской империи) в различных исполнениях со стороны как отечественных, так и зарубежных заявителей.
Хотелось бы отметить, что ни один товарный знак мирового значения не содержит даже намека на принадлежность к тому или иному государству.
Практика отечественной и зарубежной экспертизы очень схожа при решении вопроса, связанного с превращенном обозначении в родовые названия товаров.
Эксперты подавляющего большинства стран ищут доказательства подобных превращений в словарях, технических справочниках, энциклопедиях.
Например, термин “вольт” будет отклонен экспертизой повсеместно, если он предназначен для использования в электроизмерительной аппаратуре, но он может быть зарегистрирован отечественной экспертизой, например, для мебели или парфюмерии.
Трактовка этого критерия неоднозначна с точки зрения экспертов различных стран. Очевидно, что один и тот же термин или символ может трактоваться по-разному общественностью различных стран в силу различных причин, обычаев, культуры, развития, уклада и т.д.
Однако наряду с указанной неоднозначностью существуют и одинаково воспринимаемые термины и символы, к которым будет применен сходный подход со стороны экспертов стран, участвующих в процессе гармонизации подходов экспертизы к оценке товарных знаков.
Например, никто не будет спорить с общепринятостью таких терминов как: «International», «General», «Special» и символов “звезд” и “земного шара”.
Специалисты в области экспертизы товарных знаков у нас и за рубежом довольно однозначно толкуют этот критерий. Следует только напомнить при анализе этого критерия о наличии или отсутствии в законах различных стран, участвующих в гармонизации такого объекта промышленной собственности, каким является "наименование места происхождения товара", что влечет за собой серьезные изменения в содержании и форме решения, выносимого экспертом, с одной стороны, и правовым механизмом, с другой стороны.
Нельзя забывать при этом, что до принятия Закона Российской Федерации, в котором появились "наименования мест происхождения товаров", эти "наименования" рассматривались экспертами в рамках заявок на регистрацию товарных знаков. Так же, как и в большинстве стран, обозначения могут быть включены в товарный знак, если они не доминируют в нем.
И так как эти обозначения не охраняются, хотя и присутствуют в товарных знаках, эксперты в соответствии с требованиями национальных законодательств либо указывают в своих решениях об исключении из охраны товарного знака неохраноспособных элементов (дискламации) - такая возможность предусмотрена и в отечественном законодательстве, либо не указывают, предоставляя возможность судам выносить свои собственные решения в случаях возникновения различных коллизий с товарными знаками, включающими в себя элементы, не являющиеся охраноспособными.
По нашему мнению последний вариант решения споров эффективен только в странах с развитым судопроизводством. В реальности же не всегда существует полное понимание между экспертом патентного ведомства, выносящим решение о регистрации товарного знака с указанием на дискламацию того или иного элемента, и заявителем отечественным или зарубежным.
Учитывая, что в мире по данному вопросу отсутствует единое решение, при этом имеются весьма веские доводы как у сторонников, так и противников явной или молчаливой дискламации. Исходя из сложившихся на сегодня условий, не следует указывать в решении экспертизы патентного ведомства на дискламацию элемента в охраноспособном товарном знаке, если такой элемент никогда не станет причиной спора например буква R в кружочке - . Но зато такое указание может быть приведено, если существует реальная возможность различной трактовки охраноспособности этого элемента со стороны заявителя или третьих лиц.
В соответствии с той же статьей 1483 ГК РФ:
Что касается обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, то это положение толкуется экспертами разных стран практически одинаково.
Можно с уверенностью утверждать, что ни один эксперт в мире не примет решения о регистрации товарного знака “Natural” для товаров, выполненных из различных заменителей натуральных материалов, точно так же, как ни один эксперт Российского патентного ведомства не примет решения о регистрации товарного знака с использованием словесного элемента ”Russian” для товаров зарубежного происхождения.
Сложнее обстоит дело с обозначениями, противоречащими общественным интересам, принципам гуманности и морали. И если наблюдается практически одинаковый подход со стороны экспертизы ведущих стран к толкованию порнографических обозначений, расистских и непристойных выражений, эмблем организаций фашистского толка, то, что касается многих других понятий, толкование которых во многом определяется обществом по-разному на разных этапах исторического развития государства, они, по вполне понятным причинам, могут толковаться и толкуются экспертами каждой страны с учетом временного фактора, при оценке общественного интереса или принципа гуманности.
Вы можете заказать у нас услуги:
- Предварительный анализ и оценка охраноспособности логотипа. Вы получите Экспертное заключение о возможности подачи заявления и прохождении государственной процедуры регистрации товарного знака не подподающие под критерии отказа в регистрации.
- Подготовка Ответа на Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения, требованиям законодательства.
Экспертное заключение готовится в течение 5 рабочих дней, собираются дополнительные материалы, сведения, для оспаривания мнения Государственного эксперта по интеллектуальной собственности, обосновывая свои доводы ссылками на соответствующие нормы Гражданского Кодекса РФ.
О СТОИМОСТИ УСЛУГ !!!
Стоимость услуги определяется в зависимости от вида юридически значимых действий.
Пошлина определяется в соответствии с положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий.
Предложение не является публичной офертой.
Актуальную стоимость уточняйте у менеджеров нашей компании на предпологаемую дату оплаты по телефону: +7 495 748 72 59 или заполните ЗАЯВКУ НА УСЛУГИ на нашем сайте, либо напишите нам сообщение на электронную почту: infoaboves.ruНа каждом этапе работы, от первого Вашего звонка до завершения этапов работы, с Вами будут наши профессионалы.
Мы будем рады видеть Вас в числе наших клиентов!